23 по 26 января 2011г. в Москве
проходили XIX Международные
Рождественские образовательные чтения, участницей которых стала учитель
школы №9 города Ирбита Долгушина Анна Ивановна.
Она стала победителем Всероссийского
конкурса работ в сфере педагогики, воспитания и работы с детьми школьного
возраста и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством
образования и науки Российской Федерации совместно с Русской Православной Церковью при поддержке полномочных представителей
Президента РФ в федеральных округах. На
конкурсе учительница представляла Уральский Федеральный округ.
Мы попросили Анну Ивановну поделиться впечатлениями
об ее поездке в Москву и участии в конкурсе.
- Рождественские чтения начались 23 января с
Божественной литургии, которую провёл Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в
Храме Христа Спасителя. Затем делегация учителей – победителей и лауреатов
отправилась в Зачатьевский монастырь, что недалеко от Кремля, чтобы
познакомиться друг с другом, совершить экскурсию и получить приглашения в
Государственный Кремлёвский дворец съездов на торжественную церемонию открытия Рождественских чтений.
24 января состоялась церемония награждения победителей
конкурса «За нравственный подвиг учителя». Награды вручали Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл, полномочный представитель Президента РФ в
Центральном Федеральном округе Г.С. Полтавченко и министр образования и науки
РФ А.А. Фурсенко. Этот конкурс собрал педагогов из разных уголков нашей страны:
Москвы, Воронежской, Владимирской и
Пензенской областей, Ставропольского края и многих других. Диплома I степени была
удостоена Е.В.Макарова, директор НОУ Школа «Живоносный Источник», кандидат
педагогических наук, г. Москва. Я и Е.С.Туманова, учитель изобразительного
искусства школы № 2 города Кольчугино Владимирской области, получили из рук
Святейшего Патриарха Кирилла дипломы II степени и благословение на учительский
труд. Дипломы III степени были вручены сразу трем участникам конкурсного
отбора: учителю И.А.Соколовой из города
Ессентуки; Т.Н. Шиловой- руководителю окружного Центра духовно-нравственного
воспитания «Возрождение» из Рамонского района Воронежской области и директору
средней школы из рабочего поселка
Башмаково Пензенской области А.А.Дубинкину.
Не остались без внимания работы ещё 23
педагогов. Они были отмечены дипломами в различных номинациях. Их чествовал
председатель жюри, епископ Зарайский Меркурий.
По окончании Пленарного заседания
состоялся концерт Государственного казачьего хора, который не оставил
равнодушным ни одного участника.
В
рамках Рождественских чтений проходили финалы и Церемонии награждения детских и
молодёжных конкурсов по изобразительной деятельности, фотографии,
кинематографии «Красота Божьего мира», «Семья России». Нам подарили наборы из
40 дисков с лучшими работами конкурсантов с предложением принять участие в этих
конкурсах в 2011 году.
На следующий
день, 25 января, состоялись заседания
секций по 10 направлениям. Я выбрала секцию, которая проходила в здании МГУ.
Она называлась «Церковь и общество» и рассматривала взаимоотношения различных
групп и слоёв населения и церкви. Были рассмотрены проблемы вовлечения молодёжи
в различные религиозные общины и группы, молодёжные неформальные движения
агрессивной направленности, показан положительный опыт священнослужителей по работе
с молодёжью. Особенно мне запомнилось
выступление священника - ветерана чеченской войны о работе с юношами,
прошедшими сквозь пекло локальных
конфликтов. Главный его девиз: «Сначала помоги, а потом говори». Вечером наша
культурная программа продолжилась. Мы посмотрели спектакль духовного театра
«Глас» «Ревизор с развязкой». Спектакль
шёл в форме диалога со зрителями и показа отрывков из классического «Ревизора»
Гоголя.
В последний день
Рождественских образовательных чтений, 26 января, состоялся круглый стол
победителей и призёров конкурса, где каждый из шести лауреатов поделился опытом
работы.
Я поделилась
своим опытом организации клуба для детей и родителей, который получил название
«Дорогами любви и доброты» участники которого
работают в группах и проигрывают наиболее типичные жизненные ситуации общения
взрослых и детей, ведут диалог между собой, прикасаются к разным видам
искусства, накапливают опыт сопереживания и сотрудничества. Заседания нашего
клуба являются традиционными. На них дети
и родители выступают равноправными партнёрами – участниками тренингов, игровых
заданий, инсценировок. Разнообразные формы проведения заседаний позволяют
раскрыть личностный потенциал учащихся. Каждый родитель видит своего ребёнка с
самой лучшей стороны, тем самым создаётся ситуация успеха. Такая работа снимает
эмоциональное напряжение, негативные отношения друг к другу, в классе нет
отвергаемых и изолируемых детей.
Главное
в моей работе - выстроить такие отношения с детьми и родителями, когда ребёнок
будет самым важным для его родителей. Родители получают на заседаниях клуба
положительные примеры эмоционального, интеллектуального и духовного общения со
своими детьми, учатся практическим навыкам позитивного общения с детьми на
основе согласия и сотрудничества, а значит, получают уроки любви и доброты. Они
вместе накапливают духовно-нравственный опыт, формируя стержневую основу
личности.
Меня
вдохновили слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «… при помощи веры
мы ограждаем нравственный идеал от
разрушений и передаем следующему
поколению самое важное — матрицу, которая будет включать в себя новые взгляды,
убеждения, философию, открытия науки и техники, формировать того самого человека,
образ Божий. Не некого киборга, исчадие ада, в голове у которого перемешалось
добро со злом, а того человека, который именуется венцом творения».
Начала я свою
работу с заседаний, посвящённых праздничным датам: Дню матери (заседание «При
солнышке - тепло, при матери - добро»), Рождеству (заседание «Мир
рождественского очарования»), Дню Защитника Отечества (заседание - практикум
«Честь и достоинство»), Дню Победы (заседание «По фронтовым дорогам нашей
памяти»). В дальнейшем мною была разработана программа, в центре внимания
которой внутренний мир человека, ценности семейного воспитания, традиции
гражданского общества.
Содержание
заседаний ориентированы на ребёнка и родителей как субъектов «духовной»
деятельности, на стимулирование и поддержку нравственности, интеллектуального
развития и саморазвития, обеспечение условий для проявления инициативы,
самостоятельности, творческого подхода в процессе выполнения заданий.
Переход к данной
деятельности осуществляется через выполнение проблемно – поисковых, творческих
заданий. Например, мои первоклассники нарисовали себя так, как их называют
дома. Мамы должны были найти своё «солнышко» или «лапочку». Любящее сердце
матери безошибочно угадало неподписанный портрет, а те, кто не имел опыт
совместного творчества, приобрели его на занятии. Ребята подрастали,
усложнялись задания, рисунок сменился мини – сочинением, заметкой в газету об экскурсии,
благотворительном концерте, православном празднике. В результате рождались
проекты, выставки поделок, спектакли ученического театра.
Особый отклик
вызывают заседания, проводимые на базе школьного музея «Семейные
реликвии». Дети и родители создают
коллекцию музея, передавая личные экспонаты
в его фонд. Юные экскурсоводы знакомят посетителей с историей своих семей,
отражающихся в истории края и страны в целом.
Большое внимание
я уделяю формированию читательской культуры, привлекая к этой работе своих
единомышленников - сотрудников городских библиотек и школьного информационного
центра. Например, заседание «Карнавал
любимых сказок» было построено на рассказе родителей, учителей и библиотекарей
о своей любимой книге. Итогом заседания стал альбом «Не стёрлась в памяти
любимая строка», а главное, каждый ребёнок ушёл из библиотеки с понравившейся
ему книгой.
Содержание, структура заседаний клуба создают условия
для развития личности, выбора жизненного пути, создания эмоционально -
положительной атмосферы в классном коллективе. Клубная деятельность подводит школьников и
их родителей к пониманию базовых
ценностей духовности, морали, нравственности и этики. В центре внимания -
внутренний мир человека, ценности семейного воспитания, традиции гражданского общества.
Переход
от репродуктивной деятельности к поисковой и исследовательской осуществляется
через проблемно – поисковые, творческие задания. Результатом интеллектуальных, духовных и других усилий
ребёнка и его семьи выступают публикации в школьной газете, участие в
благотворительных акциях и концертах, проводимых Русской Православной Церковью
и Управлением образования МО г. Ирбит.
Таким
образом, заседания клуба создают условия
для получения системных знаний, выстраивания иерархии ценностей, развития
личности, способности осуществлять выбор жизненного пути, направлены на
создание эмоционально- положительной атмосферы в классном коллективе.
Важно,
чтобы у каждого из детей был дом, забота,
любовь и доброта. Формула жизни
очень проста: «Жизнь - это Любовь,
Любовь - это Жизнь».
Информацию
подготовила О.А.Хохлова, заведующая школьной библиотекой
|