Первый Всероссийский Съезд учителей истории
и обществознания, созванный по инициативе Совета Всероссийской общественной
организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», является уникальным
в истории России мероприятием. Съезд проходил в
Москве, в Российской Академии наук, с 30 марта по 1 апреля 2011 г. Своими впечатлениями
об участии в работе съезда делится учитель истории и обществознания школы №9
города Ирбита Хрушкова Наталья Анатольевна:
На Съезд прибыли
учителя школ, колледжей и лицеев, всего 1044 делегатов из 79 субъектов
Российской Федерации. Участие в работе Съезда
приняли преподаватели
исторических факультетов ведущих ВУЗов России, научные сотрудники исследовательских
институтов РАН и РАО, представители органов управления образованием, СМИ.
Делегация
Свердловской области состояла из 13 человек: 5 делегатов и 8 гостей. От нашего
города были выбраны 3 делегата – учителя истории и обществознания, победители
конкурса «Лучший учитель России»: Чулкова И.Н., Кривоногова Н.А. и я, автор
статьи, Хрушкова Н.А.
В
повестке работы Съезда были вопросы оценки состояния и перспектив школьного
исторического образования, изучения региональной истории; о роли учителя истории в формировании
гражданственности молодого поколения, о государственных образовательных
стандартах, составлении учебников и учебных пособий, электронных
образовательных ресурсах по истории и обществоведению.
История и
обществознание являются одними из ключевых школьных курсов, которые помогают
сформировать в ребенке будущего социально ответственного гражданина, который не
повторит ошибок прошлого. Поэтому участники съезда обсуждали и вопросы, как
защитить подростков от ложной информации о российском прошлом. И совершенно логично, что учителя высказали
обеспокоенность существенным снижением уровня общегуманитарной, в т.ч.
исторической подготовки выпускников средней школы, которая предполагается в
новом образовательном стандарте старшей школы. Такой подход ставит под удар
способность России к воспроизводству высококвалифицированных кадров, знающих
историю своей страны, способных ориентироваться в современных условиях и
обладающих общей идентичностью. Нельзя забывать: история - это тот учебный
предмет, который формирует основы гражданственности и патриотизма.
Солидарен с учителями Сергей
Нарышкин, руководитель администрации
президента России, председатель Комиссии по противодействию попыткам
фальсификации истории в ущерб интересам России. Выступая перед нами, он сказал, что современная школа призвана давать не
просто информацию, но и призывать молодое поколение мыслить самостоятельно, уметь оценивать факты. Учителя истории и обществознания
должны готовить гражданина, способного самостоятельно разобраться, где
настоящая история, а где – фальсификация.
Делегаты
съезда в своих выступлениях
подчеркивали, что прямое влияние на снижение качества исторического образования
оказывают сокращение количества часов, отводимых на изучение истории и
обществознания; устаревшие механизмы, формы и методы подготовки учителей
истории в вузах, а также уровень их профессиональной переподготовки и повышения
квалификации.
Итогом съезда стала резолюция, в
которой, в частности, отмечено, как
важно повысить государственный и социальный статус учителя истории,
включая улучшение условий его труда и повышение заработной платы, формирование
отношения к профессии учителя как к государственной миссии.
Съезд
посчитал целесообразным развитие деятельности Всероссийской общественной
организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», задачами которой
должны стать создание условий для профессионального общения и обмена опытом.
Главное
решение съезда: доработать проект стандарта
образования и сохранить историю в качестве обязательного предмета в старшей
школе – всех педагогов удовлетворило. Значит, нас услышали!
Делегаты
съезда поддержали идею о создании предметной комиссии Академии наук и Ассоциации
учителей истории, которая будет проводить экспертизу учебников и рекомендовать
их школам. Мы гордимся тем, что мы, ирбитские учителя, вошли в состав предметной комиссии
по оценке и контролю знаний учащихся.
Главная задача съезда – создание дискуссионной площадки для диагностики текущего
состояния преподавания истории и обществознания в российских школах с тем,
чтобы попытаться сформулировать основные направления обновления содержания,
форм и методов преподавания истории и обществознания в школе – на мой взгляд,
решена. Надеюсь, всероссийский съезд учителей истории и обществознания положит
начало установлению эффективного диалога учителей истории, знакомых с желаниями
учеников и родителей, с представителями системы высшего и послевузовского
образования, с научными сотрудниками учреждений РАН и РАО, а также с
представителями органов управления образованием всех уровней. Сам факт состоявшегося
события я оцениваю как повышение статуса педагога, как один из элементов
рождающегося гражданского общества.
Участие в работе Съезда не только школьных
учителей, но и университетских преподавателей, научных сотрудников
академических институтов позволяет полагать, что Съезд станет хорошей основой
для реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в
области исторических и обществоведческих дисциплин.
Наталья Анатольевна
Хрушкова, учитель истории и обществознания
|